Я лежу, пытаясь согреться, в спальном мешке и вслушиваюсь в монотонный гул нарастающей пурги. До сих пор трудно поверить, что я - в Антарктиде. "Голубая мечта розовою детства" осуществилась. Рядом сопят в своих спальниках товарищи по экспедиции. Они так же, как и я, еще не знают, что по возвращении на Родину о нас многое скажут, что мы провалили экспедицию. Пока же мне просто не спится, и я вылезаю из спальника и иду в радиорубку.
- Что там? - спрашиваю у радиста.
- Пробуют запустить мотор, - отвечает Леня, - погода у них лучше, чем у нас, но с самолетом хуже...
Куда уж хуже? Нас, то есть базовый лагерь экспедиции "Антарктическая одиссея-2001", разделяют с Южным полюсом больше тысячи километров. А на Южном полюсе сейчас стоит российский самолет "Ан-3", который туда долетел и теперь не может взлететь. Я пытаюсь представить, о чем думает в этот момент руководитель экспедиции Артур Чилингаров. Он где-то там, возле самолета. Ничего, кроме отборного мата, мне в голову не приходит.
Действительно, только что, после 13 лет отсутствия на ледовом континенте, российская экспедиция достигла Южного полюса планеты на допотопном самолете. Все в соплях и в шоке! По спутниковому телефону сам Владимир Владимирович поздравляет нас с достижением... И так обосраться? - самолет не может взлететь обратно...
Это были самые бестолковые сборы в моей жизни. За неделю до отлета из Москвы еще не было нужного снаряжения, одежды и продуктов. Зато было жгучее желание попасть в Антарктиду, были два самолета и экспедиционное разрешение на полет в Антарктиду. Последнее получить совсем не просто. Антарктида - континент, не принадлежащий ни одной из стран мира и посему самый чистый. А стало быть, это благодатный край для научных исследований и экспериментов. Поэтому по международной договоренности для туризма Антарктида как бы закрыта. Говорю "как бы", потому что - туристов там полно...
Как можно запретить туризм? Не знаю. Могу лишь раскрыть ноу-хау, как этот запрет можно обойти. Для начала нужно подать заявку на проведение научной экспедиции. Что указать в заявке? Да что угодно. Метеорологические исследования, например. Для этого включить в список участников метеоролога. Всего-то и нужен человек с барометром.
Далее нужен транспорт. Хороший мощный самолет, способный долететь до Антарктиды и, самое главное, приземлиться там на голый лед. Как показывает практика, таких самолетов в мире раз, два и обчелся - американский С-130 "Геркулес" и наш "Ил-76".
Хотя "американец" имеет лыжи и может садиться на любую поверхность - на бетон, грунт, лед и снег, но мощность и грузоподъемность у него поменьше, чем у "Ила" будут. Да и слабое место у "Геркулеса" есть. В створки шасси при посадке набивается снег, и любая следующая посадка может просто не состояться.
Выходит, наш "Ил-76" однозначно лучше. Не беда, что прямо на Южный полюс он сесть не сможет - утонет в снегу. Его можно посадить на лед, благо этого добра в Антарктиде тоже хватает. А на полюс перебраться на маленьком лыжном самолете. В этом смысле что может быть лучше нашего легендарного "кукурузника"? Опять же в "Ил-76" он помещается свободно, если сложить крылья.
А самое главное - нужны деньги. Если денег у вас нет, то нужно найти спонсора. В нашем случае все срослось от и до. Самолеты были. Разрешение на проведение экспедиции тоже. А самое главное - возглавил ее известный человек - полярный исследователь Чилингаров. Само собой, в необъятном буржуинском мире всегда найдутся меценаты, готовые платить за возможность прокатиться в Антарктиду в одном самолете с человеком-легендой. Отчего не взять? Все только в выигрыше. Россия экономит почти "лимон" долларов. Парни осуществят детскую мечту - потопчут Южный полюс. Авиаторы лишний раз опробуют свою технику в условиях Южного полюса. Россия подтвердит свое присутсгвие в Антарктике. И экспедиция успешно начинается.
Весь перелет до Чили (ровно полземного шара) занял 33 часа. И несмотря на утомительность, позднее он воспринимался как самый гладкий этап нашей одиссеи. А вот дальше началось непонятное. Едва ступив на летное поле чилийского аэродрома Пунта-Аренас, мы оцепенели: в ста метрах от нас на стоянке красовался такой же, как наш, "Ил-76".
-?
-Это и есть "рабочая лошадь" Анны Кершоу, - пояснил кто-то из наших пилотов, - Долго выбирала и арендовала в Красноярске лучшую машину для полярных условий.
Про Анну Кершоу я слышал еще в Москве. Русская по происхождению, после гибели мужа она подхватила и развила его бизнес до весьма грандиозных масштабов. Бизнес - экстремальный туризм в Антарктиду. Грандиозность - в почти монопольном освоении антарктического туристического рынка и, как следствие, колоссальных сверхприбылях.
Подумайте сами. Пока мы, российские русские, пытаемся героическими усилиями добраться в Антарктиду, одна американская русская ежемесячно привозит туда сотни туристов. С детьми, женами, любовницами, собачками и кошечками. В Антарктиде у американки все условия для отдыхающих миллионеров - аэропорт, отель, ресторан, бар, кегельбан - Тур стоит около 30 тысяч долларов. Недешево. Но воспоминаний - на всю оставшуюся жизнь.
Я живо представил, как должна была напрячься наша бывшая соотечественница Анна. Большой бизнес всегда предполагает хорошую информированность. Разумеется, Кершоу не могла не узнать о том, что некая российская антарктическая экспедиция привезла с собой иностранных туристов. А раз прилетели одни - прилетят и другие. И цены придется снижать. Больше двух недель мы сидим в Пунта-Аренасе. Изо дня в день с антарктической базы Пэтриот Хиллс, где базируется бюро приключений Анны Кершоу, поступает один и тот же прогноз: низкие облака, видимость почти никакая, ветер ураганный боковой, посадка самолета невозможна. Как весомое подтверждение метеосводки - неподвижный краснохвостый монумент самолета Кершоу в аэропорту. Это потом мы все втайне будем восхищаться деловой хваткой бывшей соотечественницы.Еще бы - сознательно тормозить свой бизнес и нести убытки, чтобы не пустить потенциальных конкурентов на свое поле, - такое под силу не каждому!
Постепенно томительное ожидание изматывает всех. Нервничают "ановские" летчики и механики - они не получат сполна свои деньги, если не соберут в Антарктиде свой самолет. Нервничает Чилингаров - он опытный полярник, ему больно отступать, приблизившись к цели влотную. Нервничают французы - туристы-спонсоры - деньги, вложенные в проект, могут пойти прахом. Нервничаем и мы,журналисты, - мечта увидеть Антарктиду может не осуществиться. Мы все не можем ждать погоды бесконечно. Когда, казалось бы, экспедиция повисает на волоске, все решается в одночасье, просто и быстро. Утомленный ожиданием и, видимо, зажатый рамками своего отпуска, Чилингаров объявляет во всеуслышание:
- Если погода не улучшается в ближайшие два дня, экспедиция сворачивает работу и возвращается в Москву.
А сам, дабы развеять горечь неудачи, уезжает в национальный парк "Торрес-дель-Пайне", так сказать, слиться с природой.
Уверен, умница Анна Кершоу сейчас кусает локти и расценивает действия Чилингарова как хитрый обманный маневр. Едва полярник покинул Пунта-Аренас, самолет Кершоу взлетел и взял курс на Пэтриот Хиллс. Дальше все понеслось, как раскручивающаяся пружина. Бегство Наполеона из Москвы - детский лепет в сравнении с нашим вылетом из Чили в Антарктиду, Наверное, быстрее самолет только падает... Мы прилетели в Антарктиду в рекордно короткие сроки. На голом льду, что называется на коленках, собрали "Ан-3", чем окончательно шокировали американцев. Благо за экскурсию к самолету русские денег не берут. Дальше просто - под предводительством Чилингарова в самолет сели наши дорогие спонсоры-туристы и улетели на полюс. Через пять часов на Пэтриот Хиллс обрушилась пурга. Еще через час радист Леня сообщил пугающую весть: - "Ан-3" благополучно сел на Южном полюсе, вот только обратный взлет невозможен: возникла нестабильность в работе мотора.
Все были живы и здоровы. Цель экспедиции достигнута - "Ан-3" долетел до полюса. Какой смысл рисковать обратным перелетом и пассажирами? Незачем. Дальше - просто. Французы связываются с базой Пэтриот Хиллс. Кершоу любезно (всего за 26 тысяч долларов с носа) соглашается подкинуть семерых французов до базы.
...Чилингаров самолетом Кершоу не полетел. Он и еще пять человек сели в американский "Геркулес", вывозящий дерьмо и мусор (у американцев на полюсе своя база), который подбросил их до Новой Зеландии. О деньгах американцы тогда речи не вели. А теперь вот выставили счет за спасение экспедиции. Двойной абсурд: во-первых, никакого спасения не было, во-вторых, по международным нормам спасают всегда бесплатно. Прозрачный намек на то, чтобы не совались на чужой туристический рынок? Первый блин вышел комом. Значит ли это, что Россия должна теперь навсегда забыть о рынке блинов?
P.S. В феврале планируется новая антарктическая экспедиция.
Кстати никто не знает радиста Леню? [UA6CW - прим. UY5XE]
73, Юрий 73! UY5XE
Источник: http://www.qrz.ru
|