Эфир на абордаж
Термин "пиратская радиостанция" понятен даже
неспециалисту: это незаконное вещание на захваченной частоте. Год назад
пиратские станции отметили 50-летие активной деятельности — 2 августа
1958 года в эфир вышла первая из них, датское Radio Merkur. Хотя можно
говорить, что радиопиратство появилось значительно раньше, вскоре после
возникновения самой радиосвязи: еще в 1907 году ВМФ США жаловался на
радиолюбителей, которые влезали со своими штатскими переговорами во
флотский эфир. Правда, тогда это не называли радиопиратством. Термин
появился после Второй мировой войны с легкой руки журналистов, которые
таким образом хотели подчеркнуть, что радионелегалы, подобно пиратам,
действуют в море — вещают с борта судна, находящегося в нейтральных
водах.
Пиратские радиостанции сразу встали в
оппозицию проводному вещанию, существовавшему почти в каждом доме, но не
отвечавшему веяниям времени: пока по "проводам" передавали официальные
новости и рецепты домашней кулинарии, радиопираты привлекали аудиторию
популярной музыкой. В этом смысле показательна история радио
"Люксембург" из одноименного герцогства: в начале 60-х эта
коротковолновая станция, вещавшая на английском языке, стала чрезвычайно
популярна в Великобритании, и, хотя ее деятельность противоречила
нормативным документам, принятым внутри страны, это не мешало британским
газетам публиковать расписание ее программ, а британским подросткам —
заслушиваться современной музыкой, которую крутили на ее волнах.
Последним обстоятельством воспользовался менеджер The Beatles Брайан
Эпштейн: он организовал массу писем в адрес станции якобы от тинейджеров
с просьбой поставить первый сингл своих подопечных "Love Me Do",
благодаря чему вывел песню никому на тот момент не известной группы на
17-е место национального хит-парада.
Следующий этап развития пиратского радио
наступил во второй половине 60-х, его проводниками были хиппи и
рок-фанаты по обе стороны Атлантики. В Европе станции по-прежнему в
основном вещали с кораблей, в то время как в США явление по большей
части распространилось вдоль американо-канадской границы, где ситуацию
одинаково плохо контролировали Федеральная комиссия по коммуникациям США
и канадский отдел коммуникаций. Пиратские станции ставили в эфире
песни, запрещенные к исполнению на официальном радио, и обсуждали
насущные политические вопросы; станции, посвященные исключительно
политике, именовали себя также "свободные станции". Тогда же закрепился
образ пиратской радиостанции как места, созданного энтузиастами не с
целью заработать денег, а для самореализации, поэтому существующего, с
одной стороны, без рекламы и форматов, а с другой — вне правового поля.
В 70-х годах некоторые страны, в частности
США, приняли законы, предполагающие более жесткое наказание за
нелегальное вещание. Поэтому деятельность многих американских
радиопиратов стала напоминать триллер: им приходилось делать одноразовые
передатчики, совмещенные с магнитофонами, на которых в определенное
время проигрывались записанные программы, и оставлять в уединенных
местах; передатчики рано или поздно пеленговались и уничтожались, но
пираты продолжали свое увлекательное, хотя и опасное занятие. В конце
70-х радиотехника для вещания на средних и ультракоротких волнах стала
широкодоступной, в результате чего на севере США пиратские станции
существовали почти в каждом городе. Они выходили в эфир по вечерам и
ночам в выходные дни, а также на праздники; в иной уикенд в эфире могло
оказаться больше дюжины станций, временем же наибольшей активности для
пиратов были новогодние праздники и Хеллоуин.
В 80-е и 90-е радиопиратство в США стало
принимать все более локальный характер. Надзирающие за чистотой эфира
госорганы научились быстро находить и закрывать станции; пираты стали
координировать свои действия, оккупировали определенный набор частот, о
чем были осведомлены их слушатели, и приспособились создавать
станции-однодневки, причем даже в мегаполисах, где наладить нелегальное
вещание гораздо сложнее, нежели в провинции. Например, станцию Voice of
the Smooth, работавшую 14 марта 1993 года, было слышно над всем заливом
Сан-Франциско. В островной Великобритании шли похожие процессы, разве
что основные пиратские станции морского базирования продолжали работать и
в известной мере сохранили влияние. На пиратские станции повсеместно
проникала танцевальная музыка, и нередко очередные нелегальные вещатели
ориентировались уже сугубо на трансляцию многочасовых диджейских сетов,
как голландские станции Radio Veronika и Radio Stad Den Haag.
Свои сигналы
В 90-х радиопиратство довольно широко
распространилось в странах бывшего советского блока и в Израиле.
Последний подошел для этого как нельзя лучше: с одной стороны — море, в
котором плавают корабли с передатчиками. С другой — гористая местность,
благоприятствующая незаконному вещанию в УКВ-диапазоне: УКВ-сигнал тем
дальше распространяется, чем с более высокой точки передается. Добавьте к
этому практически полное отсутствие государственных УКВ-станций и
законодательной базы для работы частных. В результате свои пиратские
станции существовали буквально при каждом поселении: желающие грузили
радиоаппаратуру, общая стоимость которой начиналась от $500, в фургон,
заезжали на холм и успешно транслировали свои передачи. При этом многие
делали на этом маленький бизнес, размещая местную рекламу,— по словам
свидетелей тех событий, объявления о дешевой рекламе в радиоэфире,
оформленные в стилистике нынешних московских "Медкомиссия на права за
полчаса", висели на всех заборах. В отличие от сухопутных, израильские
"морские" пираты цели быстрого заработка не преследовали и были
ориентированы в основном на политику. Самой известной подобной станцией
стал националистический "Аруц шева" ("Седьмой канал"), начавший вещание
со шхуны из нейтральных вод недалеко от Тель-Авива в 1988-м, в середине
1990-х набравший неслыханную популярность и закрытый в 2003-м судебным
решением, несмотря на протесты довольно обширного числа граждан,
сочувствовавших политическим взглядам станции. Кстати, в технической
поддержке "Аруц шева" активное участие принимали репатрианты из бывшего
СССР с профильным образованием.
В России радиопиратство началось в 1992-м и к
середине 1990-х было довольно широко распространено, особенно в
провинциальных городах — в Москве явление, не успев толком развернуться,
было успешно задушено коммерческими станциями, принявшимися плотно
насыщать УКВ-диапазон. Главной же пиратской базой стал Петербург и его
окрестности: Купчино, Гражданка, Пушкин. Один из создателей знаменитой в
свое время станции "Голос Купчино", известный своим слушателям под
псевдонимом Альфонс, рассказывает, что, как и большинство российских
радиопиратов, он и его друзья, организуя станцию в 1988 году, не ставили
себе целью заработать, скорее, хотели утолить информационный голод и
самовыразиться. Хорошую технику им удалось получить из рук людей,
заинтересованных в их работе, таких же радиолюбителей. "Голос Купчино"
просуществовал 10 лет и скончался, как полагает его создатель, "от
естественных причин". За это время станцию неоднократно навещали
представители профильного контролирующего органа, налагали штраф за
незаконное вещание (довольно долго это была мизерная сумма в 30 руб.),
но до конфискации оборудования дело ни разу не дошло, поскольку в
местном отделении Гостелерадио работал большой поклонник "Голоса
Купчино", помогавший радиопиратам в сложных ситуациях. Ему пришлось
прекращать работу станции только один раз — в 1994 году, да и то
ненадолго: в Петербурге проходили Игры доброй воли и московские
чиновники потребовали всех радиопиратов на это время "заткнуть".
После 1998 года число пиратских станций в
крупных городах России заметно сократилось; часть известных
петербургских станций продержалась до середины 2000-х, однако и им
пришлось закрыться. Разумеется, пустой ниша не оставалась, новые станции
периодически появлялись, однако все чаще в масштабах микрорайона — о
прежнем размахе, когда нелегальное радио "Комета" вещало на полгорода,
более никто не помышляет. Дело не только в усилиях Роскомнадзора и
владельцев радиочастот: радиопираты теперь с большей охотой уходят в
интернет, благо мегаполисы не знают перебоев с широкополосным доступом в
сеть, а набор оборудования для онлайн-вещания (3-4 тыс. руб.) стоит
почти в десять раз меньше, чем в случае с УКВ (около €1000). Зато
провинциальные города, где с быстрым интернетом пока что большие
сложности, продолжают упражняться в радиопиратстве: например, при
запросе в поисковике "пиратское радио" можно быстро обнаружить личную
страницу молодого человека из города Богданович Свердловской области, на
которой он дает исчерпывающие инструкции по сборке УКВ-радиостанции на
базе советских ламповых приемников. Еще одной сферой распространения
радиопиратства стала сельская местность, особенно расположенная на
возвышенностях: например, многие сельпо в Белгородской области
располагают собственными станциями, которые крутят популярную музыку и
информируют слушателей о завозе продукции.
Источник: http://www.kommersant.ru/doc/1269880
|