Коллеги! Вчера не стало Егора Гайдара. Человека, с именем которого связано рождение новой России. Волей судьбы я был знаком с Егором Тимуровичем лично.
В уже далеком историческом 1991 году, буквально спустя пару месяцев после событий с ГКЧП, Правительство Российской Федерации возглавил 35-летний Егор Гайдар, внук легендарного писателя и лидер "Демократической России". C его приходом во власть связаны непростые рыночные реформы и становление экономики в современной России. Сейчас хочу вспомнить не экономиста и политика Гайдара, а историю с ним, имеющую отношение к радиолюбительству того времени.
Так случилось, что в годовщину тех августовских событий в числе других защитников российского Белого Дома я был приглашен в Москву, где вместе с коллегами работал в эти дни, 19-20-21 августа 1992 года, с радиостанции R3A.
В полночь к нам на 19-й этаж БД зашла в радиорубку целая делегация официальных лиц во главе с Премьер-министром российского Правительства Егором Гайдаром. Вместе с ним были руководитель Администрации Президента РФ Сергей Филатов и советник по национальной безопасности Геннадий Бурбулис.
Нас, радиолюбителей-коротковолновиков, было трое - депутат Верховного Совета (позывной не запомнил, кажется из 1-го района), кто-то из москвичей, я и позже подошел Роман Степаненко 3W3RR. Коллективная радиостанция R3A размещалась в помещении бывшего туалета, но была вполне уютной.
Познакомились, разговорились о радиолюбительстве, высокие гости заинтересовались трансивером YAESU FT-990: Сергей Филатов первым вышел в эфир и передал на диапазоне 7 МГц обращение к радиолюбителям России.
Председатель Правительства РФ Егор Тимурович Гайдар также взял микрофон и высказал слова благодарности всем радиолюбителям за поддержку в то непростое время.
Потом продолжили общение за "круглым столом". Поначалу разговор носил официальный характер и мы были смущены высоким вниманием власти к нашим радиолюбительским делам. Как-то невзначай Геннадий Бурбулис попросил закурить, на столе лежали чьи-то сигареты, и после слов "берите товарищ Бурбулис, курите" все заулыбались - наверное, вспомнили известный анекдот про генерала. Обстановка разрядилась сама собой и общение как-то перешло в неформальное русло. Как годится по русскому обычаю, отметили памятную годовщину рюмкой водки, точнее разбавленного спирта и не из рюмок, а из советских граненых стаканов. У меня с собой очень кстати оказалась войсковая 800мл фляжка со спиртом. Во времена всеобщего дефицита, продажи водки и многих других основных продуктов по талонам, питьевой спирт был почти что национальной валютой. В общем, окончательно познакомились, говорили о жизни, о будущем России: Я решился спросить у премьер-министра - а правда ли он внук того самого Аркадия Гайдара, знакомого всем с детства. Оказалось, правда. Егор Тимурович рассказал о своем отце, том самом из "Тимура и его команды". Второй вопрос был о цене на хлеб. Ходили слухи, что стоимость буханки к концу года может зашкалить за 11 рублей. Тогда, при летней цене в несколько рублей, это казалось невероятным. К сожалению, прогнозы подтвердились. Но основная дискуссия за столом шла о свободе - на мой взгляд, это и есть самое главное достижение, что мы собственно и защищали.
Тогда, кто помнит, даже свой почтовый адрес нельзя было ни передавать в эфире ни указывать на QSL... До глубокой ночи разговаривали и на равных спорили с Егором об обществе. Ему 36 лет, мне тогда было 28. Председатель Правительства и радиолюбитель из Сибири. Мы крепко пожали руки друг другу и намеревались встретиться уже в демократической России в XXI веке. Я помню его пророчества и уважаю его выбор.
Обязательно почту его память и налью из той самой фляги, помятой со временем и хранящейся у меня до сих пор, за Егора Тимуровича Гайдара. Ему было всего лишь 53 года:
Юрий Заруба, UA9OBA
|